Пригороды Петербурга

Петергоф - город фонтанов (Петродворец)

Корабли русского флота, который создал ПётрI, часто проходили по Финскому заливу к городу Кронштадту. На южном берегу залива Пётр увидел небольшую, но удобную для отдыха деревеньку. Император решил основать, здесь, усадьбу Петергоф.

После разгрома кораблей противника при Гангуте и становления Санкт-Петербурга столицей Российской империи, Петергоф царь решил сделать парадной резиденцией. Она, по замыслу Петра I должна быть более роскошной и красивой, чем западноевропейские усадьбы. Император сам чертил проекты возведения дворца, разбивки парков и садов на месте будущей царской резиденции. Основание Петергофа началось в 1714 году.

По началу ведущим архитектором стал Браунштейн. За первые два года строители заложили будущие контуры Нижнего парка и Верхнего сада, провели Большой канал, насыпали земляной вал. Начали отделку Верхних палат. Позже в Россию приезжает талантливый архитектор Леблон, который был возведён в высокий ранг генерал-архитектора. Он укрепил фундамент палат, положил дренажную галерею. Следующий этап строительства связан с именем архитектора Микетти. Он создал проекты фонтанов и каскадов, галерей, ажурных беседок и изгородей, украсил Верхние палаты.

Император, в ходе работ, решил немного изменить план построек. Так появились маленький дворец Марли, Эрмитаж, Кривые галереи. На берегах были устроены ниши, выставленные зеркалами, сами стены канала были существенно повышены. К 1723 году в Петергофе были разбиты Верхний сад и Нижний парк, красовались бликами на мраморной отделке дворцы - Верхние палаты, Монплезир и Марли, два десятка галерей и павильонов, различные ограды.

После смерти Петра I его жена Екатерина I решила достроить Петергоф. В двадцатых годах XVIII века зодчий Усов создал два фонтана, которые получили названия «Ева» и «Оранжерейный».

Однако, противники петровских реформ, стали пренебрежительно относиться к Петергофу, от чего он перестал развиваться. Лишь, при императрице Анне Иоанновне начался новый виток в истории этой царской резиденции.

С начала тридцатых годов XVIII территорию Нижнего парка и Верхнего сада, стали пересекать многочисленные аллеи. К двадцати пятилетию победы в Полтавской битве около Большого каскада была открыта скульптурный ансамбль, названный “Самсон, раздирающий пасть льва”.

Позже, стиль парка начал меняться. За место правильных геометрических форм, подстриженных деревьев, приходит несколько неряшливый декораторский стиль. В 70-е годы XVIII века Фельтен преобразил дворцовые покой Петергофа. Он обновил отделку Большого дворца, внутри, которого комнаты предстали в классическом стиле.

Перед XIX веком и в первые годы века ансамбль переживал подъём работ. Зодчий Воронихин обновил облицовку колонн Большого каскада, а на террасах он разместил небольшие каскады и фонтаны в виде чаш. Теперь фонтаны стали делать из мрамора, а старые снесли. Появился маленький Китайский садик, в центре этой композиции стоял фонтан «Раковина». На востоке Петергофа разбивается пейзажный парк «Александрия», который облюбовал император Николай I.

В Петергофе были места, где разрешалось гулять петербуржцам. Нижний и Луговой парки, Верхний сад стали излюбленным местом прогулок горожан. Остальная территория Петергофа была закрыта для публики. Часто тут взмывали в воздух фейерверки, устраивались праздничные гуляния и чествовали именинников. Это продолжалось до Февральской революции, вследствие которой загородная резиденция императорской семьи была объявлена собственностью народа и стала музеем, в который начали ходить рабочие и крестьяне.

В это время началась реконструкция дворцово-паркового ансамбля. Деревья, закрывающие вид на Морской канал, были вырублены, а фонтаны, стены и уступы каналов были основательно отреставрированы. Труды, положенные для улучшения внешнего вида Петергофа пропали в туне. Началась разрушительная Великая отечественная война, вследствие которой Петергоф был оккупирован гитлеровскими войсками. Немцы расхищали золотые убранства дворца, для костров были вырублены деревья, были разрушены галереи и мостики. На месте Нижнего парка и Верхнего сада была перепаханная земля. Различные укрепления и сброшенные мины уничтожили былую красоту этого места. Германские войска украли различные скульптуры, такие как статуя Самсона и Невы, а так же тритонов и тысячи мелких. Но бесценных предметов музея. 
Работа закипела сразу же после войны. Были заново высажены деревья и газоны. Живописные аллей стали пересекать парки и сады. Над Петергофом трудились сотни людей. Было отреставрировано более ста фонтанов. До сего дня, каждого человека, посетившего Петродворец, покоряет красота, стиль и монументальность этого дворцово-паркового ансамбля.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.