Соборы

Спасо-Преображенский Cобор Санкт Петербурга

Благодаря названию Спасо-Преображенского собора, получила свое название Преображенская площадь (в прошлом площадь Радищева), на которой он расположен, и расположенный невдалеке переулок Радищева (ранее Церковный переулок).

Спустя несколько дней после того, как Елизавета вступила на престол, она приняла решение о том, что на этом месте необходимо построить собор в честь милости Бога, который помог ей занять трон. В начале 1743 года в Преображенской слободе по уникальному проекту известного в то время архитектора М.Г.Земцова был основан трехпрестольный храм из камня во имя Преображения Господня. Летом 1754 года состоялось его торжественное освящение. 

Первоначально собор возвели по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. Строительство проходило в период с 1743 по 1754 год. Архитектором был назначен Михаил Земцов. Храм был заложен на месте съезжей избы, в которой находилась гренадерская рота лейб-гвардейского Преображенского дивизиона. А приурочено строительство было в честь солдат и офицеров данной роты, оказавших помощь императрице для вступления её на престол. После гибели Михаила Земцова, главным архитектором был назначен Пьетро Трезини. Под его руководством был модернизирован проект строительства, что позволило ему выполнить собор, используя стиль барокко. Архиепископ Сильвестр 5 (16) августа 1754 года освятил собор. На освящении присутствовала императрица и её свита. Обряд состоялся незадолго до церковного праздника Преображения Господня. Над пятиярусным иконостасом и алтарной сенью работали московские резчики Кобылинские по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Писать образы было поручено художнику М. Л. Колокольникову.

12 ноября 1796 года, в то время, когда престол занимал император Павел I, полковой Спасо-Преображенский храм был назван «собором всей гвардии».

8 (20) августа 1825 года произошел пожар, что привело к полному уничтожению первого Спасо-Преображенского собора, однако самые основные святыни удалось спасти. На его месте частично остались стены.

В 1825—1829 годах восстановлением собора занимался архитектор Василий Стасов. Был использован стиль ампир. Именно в этом облике собор существует и на сегодняшний день. После ремонта храм освятил митрополит Серафим 5 (17) августа 1829 года. Главный алтарь было решено освятить в честь великого праздника Преображения Господня, а правый (расположенный с южной стороны) придел — во имя Преподобного Сергия Радонежского, левый (северный) — в память о священномучениках Клименте Римском и Петре Александрийском, днем памяти которых является 25 ноября (учитывая старый стиль).

В 1871 году при соборе начало действовать приходское благотворительное общество. Под его контролем находилась богадельня, детский приют, столовая, школа для детей солдат, бесплатные квартиры. В 1912 было организовано новое общество, получившее название Братство трезвости и целомудрия. Во время праздника Преображения Господня, который по старому стилю проходил 6 августа, у собора устраивали ежегодный фруктовый рынок.

После завершения Октябрьской революции 1917 собор продолжал функционировать. В 1918 году он становится приходским. Все военные предметы, включая знамёна, орудия, а так же трофеи, которые хранились в соборе, были перемещены в Артиллерийский музей, а начиная 1950 года эти реликвии занимают достойное место в коллекции Эрмитажа. Помимо этого в 1920-е годы были изъят ряд многих ценных икон.

Начиная с 1922 года и по 1926 год и с 1935 года по весну 1944 года храм находился под контролем обновленческих структур, а именно Союза Церковного Возрождения, который возглавлял Антонин Грановский. С 1939 года, после того как был закрыт храм Спаса на Сенной, Спасо-Преображенский собор в то время, являлся главным обновленческим храмом, расположенным в Ленинграде. В трудные времена Ленинградской блокады было принято решение о том, чтобы использовать подвал храма как бомбоубежище, вмещающее около 500 человек. Так же здесь оказывали первую медицинскую помощь раненым.
В 1946—1948 годах фасад и интерьер храма отреставрировали.

Общая площадь храма составляет 1180 м?, максимальная высота — 41,5 метра. Фасады главного объёма представляют собой двенадцатиметровые четырёхколонные портики ионического ордера. Завершает строение огромный световой барабан, который увенчан самым большим куполом, по углам расположены четыре главки-колокольни. В северо-западной части колокольни размещены башенные часы.

Высокие окна имеют полуциркульную форму, идеально установлены в специальные ниши с балюстрадами. Каждое окно украшено орнаментальными архивольтами. Стены здания также декорированы с использованием лепного панно, практически везде видны воинские атрибуты.
В соборе расположено три придела: главный, который освящён во имя Преображения Господня, северный (расположенный слева) и южный (находится справа).

Главный купол храма содержит росписи, напоминающие облачное небо, с большой звездой в центре. Подкупольное пространство оборудовали большим пятикупольным паникадилом, в котором размещено 120 свечей. Изготовление четырёхъярусного иконостаса главного придела осуществлялось по эскизам Стасова, образы выполнили известные художники Г. И. Угрюмов, В. К. Шебуев, А. И. Иванов, А. Е. Егоров и другие. Художниками по росписи интерьеров по проекту Шебуева были: Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Бессонов. Кафедру оформлял резчик Василий Захаров.
В 1832 году архитектором Стасовым был составлен проект в память о русско-турецких сражениях и вокруг собора соорудили ограду, основой которой явились стволы турецких трофейных пушек, которые были изъяты с многочисленных турецких крепостей. На стволах видны вычеканенные эмблемы Оттоманской империи, а так же имена, которыми турецкие войска называли некоторые орудия, такие как «Гнев аллаха» или «Священный полумесяц» и прочие. По распоряжению императора Николая I для храма были предоставлены 18- и 24-фунтовые трофейные пушки.

Ограда представляет собой 102 бронзовых орудийных ствола, которые установлены на 34 гранитных подмостках. Стволы пушек направлены вниз. Это говорит о том, что они больше никогда не будут использоваться в военных целях. На каждом среднем стволе установлены двуглавые орлы с коронами. Между собой орудия соединены большими декоративными цепями. Створки ворот, открывающих вход в собор, украшены всевозможными щитами, украшенными бронзовыми изображениями наград за победу в русско-турецкой войне. Помимо этого вокруг здания собора были размещены двенадцать пушек и два единорога (длинноствольные орудия), которые являлись собственностью Преображенского полка.

По проекту архитектора И.Б. Слупского выстроили часовню в ограде в 1886 году. В 1916 году согласно проекта архитектора С. О. Овсянникова в соборе должны были разместить усыпальницу для известных офицеров, которые пали сражаясь в Первой мировой войне. Однако эта идея не была воплощена в жизнь.

С 1881 года старостой храма являлся гвардии штабс-капитан (затем и полковник) Л.М. Чичагов. Впоследствии он станет митрополитом Серафимом. 
Зимой 1931 года было возбуждено уголовное дело о нелегальной отправке имущества Преображенского полка за границу, а именно в Копенгаген. В данном преступлении был обвинен настоятель храма протоиерей Михаил, который был расстрелян.

С июля 1981 до 1985 года главой собора являлся священник Ждан Евгений. Начиная c 2002 года его место было передано митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.