Вокзалы
×

Внимание

Could not instantiate mail function.

Витебский Вокзал Санкт Петербург

Естественно, первый вокзал России мог быть открыт только в столице. Где, как не в Петербурге, возводить столь странное сооружение, с которого уходят такие необычные экипажи! И этот вокзал – Витебский.

Он был первым, а впоследствии и самым крупным вокзалом на территории всей Российской Империи. К созданию его облика приложили руку множество архитекторов. Витебский вокзал перестраивали, достраивали, расширяли, видоизменяли каждые 20-25 лет. Внедрение новых технологий, увеличение пассажирского потока, популяризация железнодорожного транспорта, развитие новых направлений – всё это требовало увеличение площади вокзального здания.

Витебский вокзал вчера

Началось всё в 1835 году с идеи соединить железной дорогой Царское село и Петербург. Оно и понятно: трястись в конном экипаже не столь приятно, как прокатиться в просторном вагоне поезда. К прокладке дороги подошли со всем тщанием. Выписали из Вены профессора политехнического института Франца-Антона фон Герстнера, уже имевшего опыт прокладки железной дороги по территории Австрии.

Инженер предложил разместить вокзал на набережной Фонтанки. Однако скудное финансирование проекта позволяло лишь проложить непосредственно железную дорогу и возвести вокзал в Царском селе. Выход был найден: в Петербурге построили временное вокзальное сооружение чуть поодаль от первоначально выбранного места. Скромное деревянное зданьице для пассажиров, деревянная же платформа да несколько подсобных помещений, где располагались служащие – вот и весь комплекс. Чуть дальше соорудили небольшое депо для ремонта вагонов-экипажей и паровозов. Так выглядела первая «версия» Витебского вокзала. Правда, названия у станции еще не было.

Первый паровоз сообщением Петербург-Царское село было доверено вести Герстнеру – идейному вдохновителю и инженеру необычного сооружения. Вся дорога заняла более получаса, что по тем временам было неслыханно быстро. Счастливое прибытие императорского поезда ознаменовало начало железнодорожного строительства в России.

Предполагалось, что строительство на Фонтанке будет возобновлено несколько позднее.

Однако временная станция, возведенная на Семеновском плацу, привлекая к себе сотни любопытствующих, быстро превратилась в одну из столичных достопримечательностей. Дамы испуганно взвизгивали и зажимали уши, когда раздавался сигнальный свисток. Это послужило причиной для их замены на небольшие органчики, так что через некоторое время о прибытии паровоза возвещала известная мелодия.

После возобновления финансирования здание вокзала было построено … на том же месте, что и временное! Просто деревянную постройку заменили двухэтажной кирпичной, проект которой разработал петербургский архитектор Константин Тон. Железная дорога была продлена до Павловска, появлялись и новые направления, одно из которых – Витебское – и дало название вокзалу. Вскоре железную дорогу продлили аж до Одессы, но вокзал так и остался Витебским.

Популярность нового вида транспорта росла, пассажиров становилось всё больше. Старое здание вокзала быстро превратилось в невместительное, что потребовало его расширения. В итоге до конца XIX века к имеющемуся зданию несколько раз пристраивали новые и новые помещения.

В начале XX века кирпичная постройка была снесена, и на ее месте появилось здание в стиле модерн с отдельно пристроенным Императорским павильоном, откуда отправлялись царские поезда. В облике нового вокзала выделялась высокая часовая башня и купол. Арки, мраморная лестница и просторный вестибюль сохранились до сих пор. Стены декорировали с помощью орнамента, изящной лепнины и панно с Петропавловской крепостью и Одесским портом. Позже к ним присоединились картины, рассказывающие историю царскосельской железной дороги и вокзалов, стоящих на ней.

Витебский вокзал сегодня

Современное значение Витебского вокзала не менее велико, чем 100 и 150 лет назад. Сегодня в Санкт-Петербург на Витебский вокзал прибывают поезда из Украины и Белоруссии, Молдавии и стран Балтии, многих городов Европы (Варшавы, Праги, Берлина, Будапешта) и России (Пскова, Калининграда, Смоленска и т.д.).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.