Острова

Гутуевский Остров (Кустарниковый, Круглый, Святой Екатерины)

Остров получил своё название в XVIII веке, тогда его купил карельский купец К. Гутуев, промышлявший торговлей судами. Гутуевский остров раньше назывался Витсасаари, если перевести на русский язык – Кустарниковый остров. Вообще, у этого острова было много названий, кроме выше написанных – Круглый остров, остров Святой Екатерины.

Гутуевский остров омывает речка Екатерингофка. Через неё был перекинут мост, который соединял остров с побережьем Обводного канала. В конце двадцатых годов XIX века на том месте, где был построен мост, находилась плашкоутная переправа. Однако, переправа была неудобной, грузовое судно вмещало мало груза, постоянно ломалось. Уже в середине тридцатых годов XIX века был построен мост, сделанный из дерева. Мост был разводной, с семью пролётами. Опоры были вылиты из чугуна и представляли собой колонны. Первое название моста на Гутуевском острове – Сельдяной мост. Название появилось из-за Сельдяного буяна на острове в который упирался мост.

Гутуевский мост был построен по плану инженеров Готмана и Мальте, которые были весьма известны в то время. Мост простоял сто лет, после Второй мировой войны в конце сороковых годов, его отремонтировали, заменив пролётные балки с деревянных на металлические. В шестидесятые годы он был переименован по фамилии хозяина острова и самого моста – К. Гутуева. Всё время службы мост капитально не ремонтировался. В конце концов он пришёл в плачевное состояние, была угроза обрушения. С конца семидесятых до начала восьмидесятых годов XX века шла перестройка моста. Спроектировали перестроенный мост инженеры Ладышкин и Евдонин, при участии архитектора Синицы. Новый мост получился более крепким и устойчивым. Он был сделан из железобетона, с тремя пролётами. Мост поставили на опоры, покрытые гранитом. Новый мост явился изюминкой в общем очертании берега реки.

С открытием торгового порта на Гутуевском острове, тут, потребовалась таможня. Она разместилась на побережье Межевого канала. До этого таможня находилась на Троицкой площади. Новая столица Российской империи стала крупнейшим центром внешней торговли. В торговый порт в двадцатых годах XVIII века приходило более двухсот кораблей из других стран. Вывоз товара был гораздо больше ввоза. Император строго следил за репутацией русских купцов. Для этого на таможне вводились строгие правила, был введён стандарт качества и происходила отбраковка товара. Обман, как и в настоящем времени, всё же, имел место быть. В начале в таможне работали выборные купцы. К шестнадцатому году XVIII века была образована Коммерц-коллегия, в которой разбирали все дела, связанные с торговлей. Здесь были постоянные работники и досмотрщики, кроме того петербургское купечество тоже привлекалось к работе в таможне. Всего в таможне работало 153 человека.

Остров населили таможенники, работники биржи и чиновники торгового порта. Как и всё население Российской империи они ходили в церковь. Однако, приходская церковь находилась далеко. Было решено построить новую, благо повод нашёлся быстро. В 1888 году из поезда, потерпевшего крушение под Харьковом, была вся императорская семья во главе с Александром III. Церковь построили быстро, строили инженеры Косяков и Правдзик. Построенная церковь является примером храмовой архитектуры конца XIX века. Перед церковью построили паперть, далее шла колокольня, столовая, центр храма, присоединённые к церкви часовни.

В конце XIX века храм был готов, его освятил митрополит Антоний с отцом Иоанном Кронштадтским. Церковь получилась верхом архитектурного искусства. Кирпичную кладку можно рассматривать часами, высматривая многочисленные узоры и вставки из расписных керамических поясков. Храм был очень вместительным и богато украшенным. Иконостас, сделанный, будто, из слоновой кости на Парижской выставке получил медаль. Красивые золочёные врата гармонично смотрелись с этим иконостасом. Иконы, написанные на стенах были сделаны Постниковым и Славцовым. Красивая резьба, встречающаяся по всему периметру храма, была делом рук мастерской Абросимова. Колокол был отлит на заводе Самгина.

В тридцать пятом году церковь закрыли, а настоятеля В. В. Медведский был расстрелян. Долгие годы церковь Богоявления Господня служила хранилищем под овощи, заводом, где варили мыло, складом универмага. На территории церкви размещался автопарк. За это время были потеряны многие, неповторимой красоты, детали внутреннего убранства церкви. Тяжёлое время Великой отечественной принесло ещё большее разрушение храму. К концу XX века на месте Богоявленской церкви стоял обугленный фундамент. В семидесятых годах были предприняты некоторые реставрационные работы по укреплению и восстановлению внешнего вида церкви. В восьмидесятые годы фасады церкви были отстроены заново, в них прошли первые службы. С начала девяностых годов начались масштабные работы по отстройке церкви.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.