Мосты
×

Внимание

Could not instantiate mail function.

Мост Александра Невского

Мост Александра Невского является самым длинным в Санкт-Петербурге и служит окончанием Невского проспекта – ведущей магистрали города. Можно с уверенностью сказать, что старый Петербург завершается как раз в этом месте, ведь на противоположном берегу Невы находятся кварталы эпохи сталинских времен, а за ними расположены спальные районы города.

Мост Александра Невского, который был сооружен в 1965 году, создавался для соединения правобережного района Санкт-Петербурга и центра города. Существует подтвержденная информация, согласно которой расположение моста между Заневским и Невским проспектами было зафиксировано в архитектурном развитии города еще в первой половине 20 века. Так же мост был возведен в связи с активным развитием микрорайона Малая Охта и соседних прилегающих территорий. Не зря возведение конструкции моста было названо "градостроительная задача особой важности". Строительство моста прошло успешно, что позволило соединить Малую Охту и Васильевский остров при помощи трассы Невского проспекта и Дворцовой переправы.  

В 1960 году был утвержден проект строительства моста. В это же время начинаются работы по его возведению. В качестве главных проектировщиков выступила группа организаций. Суть в том, что после того, как был объявлен конкурс по сооружению моста через Неву от площади Александра Невского, были предложены несколько проектов, над которыми работали ведущие специалисты архитектурных организаций Петербурга и Москвы, но к их глубокому сожалению, строгое жюри приняло отрицательное решение по всем проектам. После окончания конкурса правительство города принимает решение о том, что доработку проектов моста и транспортной развязки будут осуществлять два разных предприятия. Руководителем проектирования моста выступил инженер А. С. Евдонин, а над архитектурной частью проекта работали архитекторы С. Майофис, А.Жук, Ю. Синица. Что касается проектов туннелей транспортных развязок и подходов к сооружению, данные работы проводили специалисты Ленгипроинжпроекта А. Гутцайт, Г. Осокина, Ю. Бойко. Окончательный вариант проекта включал в себя следующие характеристики сооружения: общая ширина конструкции 35 метров, длина - 905,7 метров. Эти цифры поставили мост по своей длине на первое место среди всех подобных сооружений Санкт- Петербурга.

Результатом работ по строительству, которые длились с 1960 по 1965 год, стала разводная, семипролетная конструкция, симметричная относительно разводного пролета, который был расположен в центре. Разводной пролет, имеющий длину 50 метров, расположен над центром русла Невы, и имеет вид двукрылой конструкции. Длина каждого крыла 25 метров, в основе сооружения неподвижная ось вращения. Главным элементом разводного пролета являются его опоры, которые по своей толщине значительно превзошли размеры соседних речных быков. Поскольку разводная часть конструкции резко выделяется габаритами, цветом и материалом, отсутствует её архитектурная гармония с мостом, что резко бросается в глаза. Остальные пролеты, которые раскинулись по обе стороны разводной конструкции моста, перекрыты с помощью трехпролетных неразрезных железобетонных балок переменной высоты. Отдельные части моста Александра Невского представляют единую картину во многом благодаря тросам, которые пропущены внутри и стягивающим их. Ограждения сооружения, а так же его осветительное оборудование и подпорки контактных сетей выглядят весьма строго, имеют современный характер и прекрасно сочетаются с общей архитектурой и внешним видом моста. Фонарные столбы, которые наряду со своей основной задачей являются опорами как троллейбусных, так и трамвайных электрических линий, созданы из трубчатых элементов, а ограды выполнены в виде разводных стержней, сконструированных из металла, являются завершением высоких поручней в некоторой степени утяжеленных пропорций. Облицованные гранитом набережные и лестничные спуски к реке дополняют общую архитектуру. 

Главное достоинство сооруженного моста – это, конечно же, его проектирование, которое было задумано с ездой поверху, что отнесло новую конструкцию в группу равновысотных застроек. Положительную моментом стала и пропорциональность всех частей моста, благодаря этому весьма крупные мостовые элементы, к примеру, главные балки и речные опоры, не создают впечатления громоздких и тяжелых конструкций. Стоит сказать, что переправа Александра Невского является той конструкцией, в которой сложилось идеальное сочетание масштаба частей моста и его общей архитектурной композиции.

Торжественное открытие моста Александра Невского, который оказался самым длинным в Санкт-Петербурге, состоялось 5 ноября 1965 года. Перед этим конструкция была испытана на прочность, данные мероприятия были проведены 1 ноября 1965 года. Для эксперимента на мост одновременно въехала целая группа танков. 15 мая того же 1965 года, мост получил свое имя. И хотя во время возведения объект называли Старо-Невским, после того, как он был сдан в эксплуатацию, было принято решение назвать его в честь легендарного русского полководца и покровителя Санкт-Петербурга Александра Невского.

Стоит подчеркнуть, что при сооружении моста Александра Невского были применены некоторые новшества, связанные с технологической частью строительства. К примеру, впервые в истории градостроительства Петербурга на 35-метровой глубине зарыли специальные оболочки, выполненные из железобетона для размещения на них речных опор, а в конструкции сооружения использовались ванты – специальные тросы, натянутые в железобетонных элементах моста. Силу натяжения тросов можно было регулировать при помощи специальных приборов, которые ориентировались на температуру воздуха. В холодное время года натяжение усиливалось, а в теплое, наоборот – ослабевало. Стоит остановиться и на конструкции пролётных сооружений. Они были выполнены в форме растянутой буквы V, установленной на речном устое. Из-за своей большой массы (каждая конструкция весила более пяти тонн), было принято решение собирать данные элементы на берегу, а затем перевезти на понтонах и установить на свои места.  

Однако, не смотря на то, что при строительстве моста были использованы передовые технологии, его качество оставляло желать лучшего. Гидроизоляционный материал, а именно, стекловата стала быстро растворяться в битуме. А ванты, которые смазывали, используя пушечное масло, быстро поддались процессу коррозии, в результате чего уже спустя 2 года после сдачи моста в эксплуатацию 56 тросов лопнуло. К сожалению, реконструкция моста не была осуществлена вовремя. Это привело к тому, что в 1987 году в реку упал 17-тонный элемент разводного пролёта.

После того, как произошла данная весьма неприятная ситуация, мост заставил обратить на себя внимание властей города, что привело к его закрытию на ремонт. Сообщение между берегами Невы было решено не прерывать. Для этого была использована паромная переправа. Однако движение вскоре было возобновлено, несмотря на то, что часть дефектов конструкции даже не удалось устранить. Капитальная реконструкция моста Александра Невского была проведена лишь в 2000 году.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.