Летний Сад

Летний Сад в Санкт Петербурге

Санкт-Петербург является городом-музеем. В нём собраны творения великих зодчих. Здания, "мосты", памятники на "площадях" и "скверах". Туристы ходят по городу, как по музею. А обычных музеев в Санкт-Петербурге немного меньше сотни! 
Летний сад тоже не просто сад, а музей скульптуры. Мы не знаем точной даты возникновения сада, но упоминания о нём сохранились в письмах Петра I. Внимание императора сразу привлекло место около русла Невы, близ реки Фонтанки.

В Летнем саду существовал симбиоз двух типов парка. В нём можно было найти черты, как парков Франции, так и садов Подмосковья. Пётр I говаривал: «Прожить бы ещё пару – тройку лет, то у меня сад будет красивей, чем все французские сады вместе взятые!».
Над созданием ансамбля дворцов и парков работали русские и иностранные зодчие. В 1703 – 1711 годах Летний сад представлялся небольшим участком, где определилась его дальнейшая планировка. Первые фонтаны появились в 1705 – 1706 годах благодаря архитектору Ивану Матвееву. Ян Роозен до 1716 года работал над увеличением сада. Он хотел добиться идеальной красоты Летнего сада. Комплекс читальни был разработан архитектором Леблоном. План, созданный в 1716-1717 годах соединил Марсово поле с Михайловским садом, часть участка Инженерного замка с частью центра на берегу Мойки. После кончины русского императора в 1725 году был устроена «Зала для славных торжествований».Здание было создано из дерева и послужило примером строительства дворцов XVIII века. Из Западной Европы, в основном из Венеции и столицы Италии – Рима, завозили в новый Летний сад большое количество мраморных изваяний. Западноевропейские скульпторы создавали статуи по заказу. В основном требовалось передать дух петровских преобразований и побед, таких как виктория на Северной войне и множества других. 

В ту пору очень популярно было украшать сады скульптурами мифов древнего Античного мира. Летний сад не стал исключением, на его территории появились скульптуры богов плодородия, войны, изображения муз. Кстати, статуи муз изваяли братья Гропелли. В числе их работ мраморные скульптуры «Истины» и «Искренности». Вообще количество статуй и скульптур постоянно менялось. 

Летний дворец, сооружение начала XVIII века, единственное сохранившееся. Работы продолжались два года, с 1710 до 1712, а отделка продолжалась ещё несколько лет. Характерные черты этого сооружения - чёткие и простые архитектурные формы и планировка, подчёркнуто скромная декорация фасадов. Этот стиль стал называться «петровский барокко». 

Интерьер Летнего дворца состоял из росписи и фигурной резьбы. В некоторых комнатах, например в Зелёном кабинете всё сохранилось так, будто, времена царствования императора Петра I прошли совсем недавно. Кабинет украшен резьбой на деревянной мебели, различными украшениями на стенах, вся комната сверкает позолотой. 
Мебельное убранство комнат Летнего дворца исполнялось в стиле барокко. В прикладном искусстве широко применялись этнические черты русской культуры. 
Петербуржцы любили прогуливаться по аллеям Летнего сада. В саду часто устраивали оркестры. Он был местом проведения различных мероприятий, развлечений и праздников.

В 1827 году строиться Чайный домик. Это был одноэтажный павильон с цоколем и деревянными стенами. Архитектор Шарлемань приготовил эскиз чугунной решётки, которая должна отделять реку Мойку от близко расположенной улицы. У Чайного домика расположилась статуя известного баснописца Крылова, которая была создана на пожертвования горожан. Открытие памятника произошло 12 мая 1855 года. С этого времени на территории Летнего сада существенных изменений не происходит.

В годы блокады Ленинграда жители особо заботливо относились к этому саду. Раритеты Летнего дворца Петра I увозятся на Урал. Сегодня Летний дворец радует своих гостей, так же как и в прошлом веке в саду играет духовой оркестр, показывают театральные антрепризы. 

В Летнем саду преобладают такие деревья, как дуб, ель, клён. Цветники состояли из тюльпанов, нарциссов, лилий, роз. Окаймляют сад газоны, состоящие из кустов шиповника или можжевельника. 

Супружеская чета архитекторов Яна Собеского и Марии-Казимиры создавали бюсты максимально приближенные к эталонам конца XVIII века. Творение неизвестного мастера «Амур и Психея», где Психея, держит в руке светильник, а свет падает на лицо любимого. Скульптуры классического барокко созданы на перепадах теней, резких движениях. Полна аллегорических сравнений группа скульптур Баррата, которые назывались «Мир и изобилие». Скульптор хотел передать величие Российской империи, полную победе в Северной войне. Швеция была сравнена с побежденным львом, над которым реет орёл – Россия. 

Скульптурная серия «Круговорот суток» просто великолепна. Она символизирует круговорот суток – вот встаёт богиня зарождающегося дня. Аврора, юного Полдня, старика Заката, мудрую Ночь. Автор этой серии Дж. Бонацца. 

Музы Эвтерпа, Таллия и Терпсихора исполнены в стиле рококо зодчими Греппелли, в том же стиле были созданы скульптура «Беллона», автором, которой является архитектор Альвизе Тальяпьетра. Грозная богиня войны предстала лишь украшением в Летнем саду. Великолепна изящная и грациозная статуя богини мудрости Минервы. Эта скульптура является жемчужиной коллекции мраморных изваяний Летнего сада. Кажется, будто, она оживёт и предстанет изумленным взорам публики. Количеством собранных в Летнем саду скульптур, он отделяется от всех иных садово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга.

Всё это притягивает туристов, как магнитом. Летний сад – это музей под открытым небом. Вы можете путешествовать по всему миру, но нигде не найдёте чего-то подобного. Удивительное сочетание русского искусства и западноевропейского, подарило нам Летний сад.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.