Исаакиевский Собор

Исаакиевский Собор в Санкт Петербурге

В советские времена в Исаакиевском храме открыли антирелигиозный музей, а само сооружение было наделено статусом памятника. Собор прекрасно сохранился за время Второй мировой войны, ведь в него ни попал ни один серьезный снаряд.

На сегодняшний день на его стенах можно увидеть следы от разорвавшихся немецких мин. Больше всего их на колонах.

Особым украшением храма являются 112 колонн, выполненных из монолитов гранита, причем вес каждой составляет около 114 тонн. Особо привлекают внимание 400 рельефов, созданных из бронзовых скульптур.

В 1723 году царь Петр издает особый указ, согласно которого каждый моряк Балтийского флота обязан был принять присягу на верность только в данном храме.

Существует легенда о том, что во времена блокады собор оказался цел, не пострадав от вражеских снарядов. Накануне оккупации Петербурга стал особо актуальным вопрос о сохранности городских ценностей. Большую часть успели вывезти, а все что осталось, разместили в подвальных помещениях Исаакиевского храма. При бомбежке Ленинграда немцы использовали купол храма как ориентир и поэтому не стреляли по собору. Благодаря этому бесценные вещи смогли пролежать в надежном месте на протяжении 900 дней блокады.

Своим становлением Исаакиевский храм обязан императору Петру Великому. Пётр Первый родился 30 мая, как раз в день Исаакия Далматского, который был византийским монахом и ранее был причислен к лику святых. 30 мая 1710 года император издает указ о строительстве невдалеке от Адмиралтейства Исаакиевской церкви из дерева. Исполнение приказа не заставило себя долго ждать. Церковь возвели на берегу Невы, западнее Адмиралтейства. Здесь зимой 1712 года состоялось венчание Пётра I с Екатериной. 

В 1717 году на этом же месте архитектор Г.И. Маттарнови начинает строительство Исаакиевского Собора, но на этот раз уже из камня. Возводилась Исаакиевская церковь до 1750-х годов. Так как постройка была тяжелой, со временем начинает проседать грунт. В итоге церковь разбирают. 


В 1768 году Екатерина II издает указ, в котором говориться о необходимости строительства нового Исаакиевского храма. В качестве архитектора был выбран Антонио Ринальди. Работы начались вдали от берега, там, где на сегодняшний момент находится здание. С тех произошло разделение на Сенатскую и Исаакиевкую площади. 

По проекту Исаакиевский собор должен был выглядеть ярким, стены планировалось облицевать олонецким мрамором. В 1796 году умирает императрица Екатерина II, к этому времени строительство было закончено лишь наполовину. После вступления на престол Павла I, он приказывает перевезти весь мрамор на возведение Михайловского замка, а Исаакиевский храм достроить, используя кирпич. Наряду с этим была уменьшена высота колокольни, понижен главный купол, а от установки боковых куполов пришлось полностью отказаться. 

К сожалению, строительство собора затянулось в связи с отъездом из страны Антонио Ринальди. Его место занимает Винченцо Бренна. Закончены работы были лишь в 1800 году. 

Как оказалось позже, здание храма было построено некачественно. Во время проведения одной из служб, с потолка обрушился целый пласт штукатурки. Храму требовалась серьезная реконструкция. 

В 1809 году император Александр I объявляет конкурс, победитель которого займет место главного архитектора во время строительства нового Исаакиевского храма. В конкурсе принимали участие семь известных архитекторов. Но ни один из проектов не был одобрен Александром I, поскольку каждый из них предполагал строительство нового здания, а не реконструкцию существующего. 

В связи с Отечественной войной 1812 года строительство четвёртого по счету здания Исаакиевского храма было задержано. В 1816 году Александр I издает указ о возобновлении работ. 

Главным архитектором окончательного варианта храма выступил француз Огюст Монферран. Многие были поражены столь странным решением, поскольку Монферран в то время был практически никому неизвестен. Архитектор смог предложить двадцать четыре варианта собора, которые были выполнены в разных стилях. Император выбрал пятиглавый храм в классическом стиле. Кроме этого, на решение Александра I повлияло и то, что архитектор предлагал частично реконструировать конструкции храма Ринальди. 

Храм был заложен 26 июня 1818 года. 

Учитывая особенности местного рельефа, в фундамент было вбито 10762 свай. На сегодняшний день этот метод, при помощи которого уплотняют грунт довольно распространен, однако в то время его применение вызвало огромное впечатление окружающих.  

Гранит для строительства колонн Исаакиевского храма добывался вблизи Финского залива. Руководителями данных работ я являлись С.Суханов и А.Шихин. Сухановым спроектировал новый метод, при помощи которого стала возможной добыча цельных кусков камня. Рабочие сверлили в скале отверстия, затем вбивали в них клинья, и били по ним, пока гранитная скала не начинала трескаться. В трещину заводили мощные железные рычаги с кольцами, за кольца прикреплялись канаты. Под воздействием сорока человек, тянувших за канаты, происходила добыча гранитных блоков. 

Западный фасад

На западном фасаде изображен барельеф, на котором Исаакий Далматский встретился с императором Феодосием, работа скульптора И. П. Витали. Главным идейным замыслом барельефа является союз царской и духовной власти. В центре барельефа расположен Исаакий Далматский, который правой рукой будто благословляет Феодосия, держа в одной руке распятие. В правой части — группа коленопреклонённых воинов. Возле Феодосия его супруга Флаксилла, а за ней видны две фигуры. Первая - президент академии художеств А. Н. Оленин, вторая — министр двора и председатель комиссии по возведению храма князя П. В. Волконского.

Южный фасад

У входа в храм размещен барельеф «Поклонение волхвов», скульптором которого является Витали. Образы барельефов (самый большой 6 метров) можно хорошо разглядеть снизу. В центре барельефа на троне расположилась Мария с младенцем на руках, окруженная пришедшими на поклонение волхвами. Среди них месопотамский и эфиопский рыцари. Возле Марии стоит Иосиф. С левой части виден старик, нежно обнимающий ребёнка. В руках мальчика подношения. Существует легенда о том, что все образы сделаны с натурщиков.

Андрей (работник Витали) проводил проповеди во многих странах мира, даже на Руси. Он был распят на специальном кресте, имевшем форму буквы Х, который с того времени прозвали Андреевским. В России его считают покровителем флота.

Филипп (работник Витали) тихий и практически незаметный. Нельзя сказать, что он выделялся чем-то особенным среди учеников Христа. По преданию он проводил проповеди в Скифии, а в Фригии был распят на кресте.

Восточный фасад

Здесь расположен барельеф, на котором Исаакий Далматский встречается с императором Валента. Работа выполнена скульптором Лемером. В центре расположен Исаакий Далматский, который преградил путь великому императору Валенту.

Иаков (работник Витали) являлся братом евангелиста Иоанна, отличался деятельным характером, решительностью и непоколебимостью в вере, за что первым и пострадал. Иоанна обезглавили в Иерусалиме.

На сегодняшний день Исаакиевский собор одно из самых излюбленных мест среди туристов. Здесь, поднявшись на высоту 43 метра, вы можете созерцать панораму Петербурга.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.