Московский Вокзал Санкт Петербург (Николаевский)
Санкт-Петербург и Москва. 1847 год. Одновременно в обеих столицах начинается возведение Николаевских вокзалов. Через четыре года строительство было закончено и пущен первый состав.
Николаевская Железная Дорога
На исходе лета, 18 августа, 1851 года в четыре часа утра с Московского, в те времена Николаевского, вокзала в Петербурге отправился императорский поезд, состоявший из девяти вагонов. За 19 часов пути Николаю I неоднократно приходилось покидать вагон: он страшился переездов через железнодорожные мосты, поэтому переходил их пешком, следуя за вяло тянущимся составом. Безопасность пути обеспечивали несколько тысяч солдат, расставленных вдоль следования его императорского величества.
Началось же строительство после удачного железнодорожного «эксперимента» по прокладке дороги до Царского Села. Царскосельская железная дорога оказалась востребованной и крайне популярной среди питерского населения. Это-то и натолкнуло на мысль о прокладке железнодорожного полотна меж двух столиц. Главным отличием от первенца российского железнодорожного строительства стало создание двух путей.
Движение по железной дороге открывали постепенно. Так, первый состав был отправлен по маршруту Петербург-Колпино в год начала строительства. Первоначальная задумка пустить по открывшемуся участку императорский поезд уступила позиции более благоразумному варианту. Испытания трассы проводили на… военных! За три дня из Петербурга было вывезено несколько эшелонов военных лучших полков Российской Империи. Прибытие увенчалось успехом – и императорский поезд отправили без страха.
Кстати, любопытный исторический факт. Мало того, что путешествие из Петербурга в Москву (только такой маршрут и предлагало расписание поездов XIX века) было дорогим удовольствием - от трех рублей в товарном вагоне или на открытой грузовой площадки до 19 рублей в вагоне первого класса, так еще и приобрести билет на поезда могли далеко не все. Дело в том, что для проезда по царской железной дороги гражданин должен был сдать свой паспорт в полицейский участок для проверки благонадежности. Обратно же паспорт можно было получить только после приобретения билета по выданному разрешению и прибытия на конечную станцию. Только тогда кондуктор возвращал человеку паспорт.
Николаевская железная дорога стала крупнейшим инженерным сооружением того времени во всем мире.
Николаевский вокзал вчера
Параллельно с прокладкой железной дороги в Москве и Петербурге вовсю шло сооружение Николаевских вокзалов. К проекту был привлечен архитекторский дуэт Константина Тона и Рудольфа Железявича. Они избрали строгость классицизма, симметричную композицию, монотонную регулярность, разбавленную декором с отголосками древнерусского зодчества. Ось нарочито подчеркивается ярусной часовой башенкой, выделяющейся в силуэте двухэтажного здания. Кроме того, в оформлении фасада угадываются мотивы западноевропейского строительства городских ратушей.
После возведения Николаевского вокзала в Петербурге оформилась и Знаменская площадь, ныне площадь Восстания, на которой расположена одноименная станция метро. Так, ничем не примечательный перекресток Невского и набережной Лиговского канала преобразился в мгновение ока.
Первой перестройки вокзал подвергся в 1868 году из-за увеличившегося пассажирского потока. Сначала был пристроен флигель в качестве багажного отделения, затем царские комнаты были соединены с правым крылом. Довершило облик здания возведение в самом конце XIX века здания, где разместилось отделение Николаевской железной дороги.
Технические возможности, появившиеся в начале XX столетия, требовали расширения площади старого вокзала. Из-за того, что к тому времени Знаменская площадь обрела законченный гармоничный вид, расширение было возможно только в сторону железнодорожного полотна. Компромисс был найден благодаря проекту В. Щуко: он предложил сначала построить левое крыло для корпуса прибытия. Разразившаяся Первая мировая отвлекла внимание властей и тем самым спасла жизнь старому зданию Николаевского вокзала.
В 1923 вокзал был переименован в Октябрьский, а спустя семь лет – в Московский. В 1931 вышел в путь первый фирменный поезд, соединивший Москву и Ленинград, «Красная стрела». В 50-х годах здание вокзала подверглось реконструкции: был пристроен флигель, в котором расположился вестибюль станции метро. В 1967 появляется световой зал, расширивший площадь вокзала чуть менее чем на 3 тысяч кв. м. Алюминиевый навес, появившийся спустя девять лет, соединил перроны и световой зал.
Московский вокзал сегодня
Масштабная реставрация вокзала прошла накануне 300-летия Санкт-Петербурга. После многочисленных ремонтов здание обрело нехарактерный зеленый оттенок. Покраска фасада 2005 года вернула ему первоначальный розовый цвет. Тогда же в зале прибытия вместо бюста Ленина появился бюст Петра I.
Современный Московский вокзал – это сложный транспортный механизм, оборудованный залами ожидания повешенной комфортности, билетно-кассовым центром, где можно узнать расписание движения электричек и расписание движения поездов дальнего следования, навесами. Внутри здания открыт бизнес-центр. Кассы вокзала работают круглосуточно, что делает приобретение билетов удобным.
Здание вокзала было оборудовано автоматизированной системой контроля оплаты проезда в пригородных поездах. Проход на электрички возможен только через специальные турникеты. Расписание пригородных поездов повышенной комфортности, отходящих с четвертой платформы, максимально удобно: насыщенное в часы пик и средне интенсивное в течение дня. Билеты на поезд проверяют проводники в отличие от других билетов на пригородные поезда Московского направления, которые контролируются автоматически. Изменение расписания объективно отражается лишь непосредственно на табло вокзала. Так что за актуальной информацией необходимо обращаться в справочную.
Московский вокзал входит в пятерку крупнейших железнодорожных вокзалов необъятной России. Ежедневно более 15 тысяч пассажиров дальнего следования и почти вдвое больше пассажиров пригородных поездов проходят через этот вокзал. Электрички с Московского вокзала уходят в десять значимых городов, расположенных неподалеку от Питера. С железнодорожных платформ Московского вокзала ежедневно отправляются почт 79 пар поездов.
Некогда неудобное для пассажиров здание, необорудованное ни кассами, ни залами ожидания, ни камерами хранения багажа, не имеющее расписание пригородных поездов и вообще какого-либо расписания, с годами превратилось в комфортное, функциональное и осовремененное здание.
Адрес: Невский пр-т, д. 85
Метро: «Площадь Восстания», «Маяковская»
Справочный телефон: (812) 457-44-28, 457-46-63
Расписание движения поездов