Дворцы

Мраморный Дворец в Санкт Петербурге

Мраморный дворец - первое в Петербурге здание с фасадами, облицованными натуральным камнем.

Отделка наружных стен дворца и парадных покоев выполнена из различных видов мрамора. С этим связано возникновение названия дворца.

Архитектор сооружения Антонио Ринальди. 10 октября 1769 года, произошла торжественная церемония закладки дворца. Так как при возведении сооружения были использованы огромные мраморные и гранитные плиты, то большая часть строительных материалов к месту строительства доставлялось по Неве. Первые материалы поступили на стройку уже в 1768 году. Возведение кирпичных стен и сводов здания было осуществлено в 1769 году. Работы, связанны с первичной обработкой камня, проводились с 1770 по 1774 год. В 1774 году начинается завершающий этап отделки стен гранитом и мрамором. Практически в то же время начинаются отделочные мероприятия во дворце. В 1780 году завершается строительство, связанное с крупными поставками камня. В 1781 году начинается возведение Служебного дома, который являлся двухэтажным каменным строением, расположенным восточнее дворца. В нём были обустроены каретники, манеж и конюшни, а так же склады для сена. Для прислуги был предназначен второй этаж. В 1780 году во дворце начинаются работы по отделке двух верхних этажей, которые продлились 5 лет.

Если внимательно присмотреться к планам здания XVIII века, то можно заметить совершенно оригинальный объемно-пространственный образ Мраморного ансамбля. В планируемой структуре дворца было заложено несколько функций: здание являлось городским домом, включенным в застройку, и наряду с этим дворянской загородной усадьбой XVIII века. Подтверждением этому служат парадная (восточная) и служебная (западная) части здания. Благодаря П-образным восточным корпусам, сформировался парадный двор с многочисленными цветниками, который отделял дом господ от Служебного.

Из общего пространственного вида композиции заметно выделялся чёткий правильный характер сооружения Парадной лестницы. Парадная лестница, размещенная строго по центру главного корпуса, не выступала центром композиции Мраморного дворца. Она всего на всего выполняла свое предназначение, соединяя этажи здания. Стоит остановиться и на искусной отделке Парадной лестницы. Ринальди использовал здесь как натуральный, так а также искусственный мрамор. Это позволило продолжить необыкновенную композицию, которая брала свое начало в фасадах здания. Главная дворцовая лестница имеет определенную декоративную сдержанность. Это связано с желанием Екатерины II, которая хотела, чтобы парадные покои имели мужественные и строгие черты. В нишах, расположенных в стене “до среднего этажа” установили четыре статуи, выполненные из белого вида мрамора, которые представляли утро, день, вечер и ночь, соответственно. Они являлись символом детства, юности, зрелости, старости. Этажом выше были расположены скульптуры, посвященные осеннему и весеннему равноденствию. Символы, расположенные на парадной лестнице говорили о твердости духа, верности делу, воинской доблести.

В хозяйственных помещениях нижнего этажа находилось множество различных механизмов. К примеру, в корпусе, расположенном на Миллионной улице, там где находились кухни и котельные, были установлены механизмы для подачи воды. В восточном выступе Невского корпуса оборудовали огромный бассейн для очистки всех необходимых мест и нужд.

Парадные апартаменты были расположены на среднем этаже Мраморного дворца. Если обратить внимание на план 1785 года то можно мгновенно определить, в каком месте были главные покои. На чертежах Ринальди они обозначены первыми двадцатью комнатами. Это парадные помещения Большой Невской анфилады, а личные номера Г. Орлова в главной восточной части и комнаты Картинной галереи на юге дворца. В западной дворцовой части располагались дополнительные помещения Малой Невской анфилады.

Комнаты этажа были роскошно украшены. Парадные помещения находились на севере. В них можно было попасть с Парадной лестницы, пройдя через Переднею. Интерьер отделан оригинальным орнаментам на стенах и потолке. На стенах желтая с белыми полосками и цветами брокатель. Анфилада парадных комнат не открывалась передней бельэтажа. Для того чтобы попасть в Лаковый зал, нужно было пройти через небольшую, обитую деревом дуба, слабо освещенную Овальную комнату. По большому счету Буфет и Столовая были одной комнатой. Их разделяла только двухпролётная арка. Основное украшение данных помещений - фарфор.

Главным залом выступал Мраморный. Каменное убранство помещения отличалось от того, что было на Парадной лестнице. В интерьере XVIII века использовался только один свет и своими продолговатыми пропорциями и окнами он напоминал о галерее времен позднего Ренессанса.

Данное впечатление усугублялось тем, что стены зала были облицованы цветным натуральным камнем до самого потолка. Стоит подчеркнуть, что здесь присутствовало семь сортов мрамора. Благодаря богатой полихромии отделочных материалов строгий внешний вид Мраморного дворца был смягчен. В XVIII веке помимо ярких каменных убранств его декор пополнился золоченой лепкой вокруг плафона и капителями пилястр. Печь, расположенную между барельефами, облицевали лиловым фаянсом. Если к этому добавить золоченые украшения на окнах, дверях и камине, которые являются произведениями грандиозного искусства, занавеси из голубого бархата, необычной формы зеркала, роскошные часы, вазы из агата, люстры, жирандоли, то только после этого можно полностью восстановить торжественную картину этого зала.

Из всех потрясающих предметов интерьера дворца XVIII века наиболее поражают восхитительные детали, которым архитектор Ринальди смог придать высочайшие нотки художества и искусства. Только неповторимый архитектурный мастер Ринальди мог каждую незначительную вещь превратить в совершенное. А так как заказчицей являлась российская государыня, Ринальди приходилось выполнять ее волю и в большей степени руководствоваться вкусовыми предпочтениями императрицы.

За Мраморным следовал Орловский зал, в котором императрица прославляла деяния братьев семейства Орловых. Скульптурные образы братьев Ивана, Григория, Алексея, Владимира и Фёдора были расположены в стенных нишах помещения.
Завершающим в парадной анфиладе был Екатерининский зал. Стены помещения украсили бархатом. Зал прославлял Екатерину II. Основной достопримечательностью зала являлся портрет императрицы.

С южной стороны к залу располагались личные апартаменты хозяев. Свое начало они брали в Парадной спальней, которая содержала элементы рококо. Также можно было выйти в Садик из спальни, в котором росли яблони и вишни. Личные покои Орлова не отличались огромными размерами, но в них находились экзотические предметы из Индии, Персии, Китая.
Третий этаж полностью повторял своей архитектурой бельэтаж. Самая экзотическая комната - Китайский кабинет.
За все время существования Мраморного дворца его фасады ни разу не переделывались. И только с приходом нового хозяина изменялись внутренние интерьеры.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.