Дворцы

Эрмитаж: Шедевр Зодчества для Шедевров Искусства

Государственный Музей Эрмитаж – крупнейший в России, а также один из cамых масштабных культурно-исторических и художественных музеев мира.
Его история началась в 1764 году с частной коллекции Екатерины II, когда берлинский купец Гоцковский в счёт своего долга князю Долгорукову передал императрице 317 ценных картин.

Среди них были шедевры таких мастеров, как Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Хальс и другие.
Императрица поместила коллекцию в специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж, название которого возникло от французского слова, которое переводится как «место уединения, приют отшельника, келья».
Отсюда и пошло современное название музея.
Императорский Эрмитаж был создан и открыт для публики в 1852 году в связи с разросшейся коллекцией произведений искусства.

Сегодня музей представляет собой целый музейный комплекс, занимающий пять зданий в центре Санкт-Петербурга, расположенных вдоль набережной Невы, главным из которых считается Зимний дворец.

Коллекция Эрмитажа насчитывает около 3-х миллионов произведений искусства и различных памятников культуры, начиная с каменного века и заканчивая современностью.
Из общего числа полотен коллекции Екатерины II в Эрмитаже сохранились 96 картин.

Будучи покровительницей искусства и тонкой ценительницей прекрасного, Екатерина II пополняла своё собрание приобретением различных коллекций.
В Дрездене 1769 году императрицей было куплено богатое собрание картин саксонского министра – графа Брюля.
Шестьсот полотен, среди которых были работы Тициана и Беллотто, значительно расширили императорскую коллекцию.
Важнейшим событием, определившим общую концептуальную направленность картинной галереи, стала покупка коллекции живописи французского барона Кроза в 1772 году в Париже.
В ней преобладали произведения голландских, итальянских, фламандских и французских живописцев XVI-XVIII веков: Рафаэля, Тициана, Ватто, Рубенса, Лоррена.

1768 год стал началом графического собрания музея: в Брюсселе Екатерина II приобрела более пяти тысяч рисунков из коллекции австрийского дипломата, графа Людвига Кобенцля.
Собрание полотен Рембрандта и ряд портретов кисти Ван Дейка стали достоянием музея в 1779 году, когда императрицей была куплена коллекция живописи, принадлежавшая британскому премьер-министру Уолполу.
В целом в посмертной описи имущества великой почитательницы искусств перечислены 3996 полотен.
Однако работы мастеров-живописцев были не единственным тематическим ориентиром в пополнении экспозиции.
Античные статуи и бюсты, в частности, творения Микеланджело, коллекция резных камней, библиотеки Дидро и Вольтера, работы Шардена, Рентгена, Гудона, созданные по заказу императрицы, – всё это сделало Эрмитаж уникальным хранилищем различных свидетельств человеческого гения и таланта.

Неудивительно, что столь масштабная коллекция потребовала гораздо большего по площади помещения.
И в 1771-1787 годы архитектором Юрием Фельтеном, который помогал великому Франческо Растрелли воплощать в жизнь проект Зимнего дворца, было возведено здание Большого Эрмитажа.
Его строгий и лаконичный фасад, выстроенный в линию с фасадами Малого Эрмитажа и Зимнего дворца, гармонично вписался в архитектурный ансамбль.
В начале ХIХ века была создана новая планировка Парадной анфилады, которой руководил Джакомо Кварнеги, приверженец палладианства в русской архитектуре.
Это во многом определило концепцию стиля – сдержанное изящество, благородство, гармоничность пропорций.
В интерьерах Большого Эрмитажа широкое использование получила позолота, ценные породы дерева, лепной декор, цветной камень.

До середины XIX века Эрмитаж могли посещать лишь избранные, открытым для публики музей стал при Николае I, для этих целей и строилось здание Нового Эрмитажа.
Ценителям искусства были представлены богатейшие коллекции археологических и художественных памятников искусства и культуры VIII—XIX веков, Древнего Востока и Египта, Западной и Восточной Европы, Азии, античности и средневековья.
К 1880 году посещаемость Эрмитажа составляла 50 000 человек в год.

После свержения императорской власти экспозиции Эрмитажа пополнились национализированными частными коллекциями, а также собранием Академии художеств: работами Энгра, Делакруа, Боттичелли, Корреджо.
Также в музей были отправлены предметы интерьера из Зимнего дворца и сокровища Великих Моголов, подаренные Надир-Шахом.
Ранее картинная галерея Эрмитажа была отражением вкусов её собирателей – российских императоров, она открывала удивительный мир творений «старых» мастеров: флорентийцев, художников болонской школы, «малых голландцев», французских классицистов.
После революции культурологические рамки музейной коллекции существенно расширились: появились работы импрессионистов – Ван Гога, Матисса, Сезанна, Пикассо и других представителей новых направлений в искусстве.

Во время Великой Отечественной войны основная часть экспонатов музея была эвакуирована на Урал, а подвалы здания служили бомбоубежищами.
Восстановительные работы начались ещё до окончания войны, а после победы все экспонаты вернулись в Эрмитаж.
Ни один из них не был утерян, только некоторые требовали реставрации.
И вскоре музей вновь был открыт для посетителей, представив ценителям прекрасного новые экспонаты: трофейное искусство из музеев Берлина.

Сегодня Эрмитаж представляет собой уникальную предметную летопись, повествующую увлекательную историю развития мирового искусства – от каменного века и до конца XX столетия.
Здесь представлена богатейшая в мире коллекция скифского золота, памятники различных культур Великой Степи.
Подсчитано, что для осмотра всех экспонатов музея потребуется около восьми лет, а восхищение величием прекрасного, которое пробуждает посещение Эрмитажа, и вовсе не подлежит исчислению.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.