Дворцы
×

Внимание

Could not instantiate mail function.

Павловский Дворец: Гармоничная Эклектика Таланта

Павловский дворец был построен в конце XVIII века на берегу реки Славянки.
Расположенный на высоком холме, он стал сердцем Павловска – летней резиденции императора Павла I.

Почти полвека создавался этот грандиозный, гармоничный по художественному облику дворцово-парковый ансамбль, над которым работали выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники и садовые мастера.

Изначально руководство строительными работами было поручено Чарльзу Камерону – архитектору с незаурядным дарованием и художественным вкусом.
Почти десять лет он работал над созданием Павловского дворца и композицией усадьбы: парком, примыкающим к дворцу и занимающим 600 га, мостами, садово-парковыми сооружениями.
Будучи приверженцем классицизма в архитектуре, Камерон разработал удивительную по своей спокойной сдержанности, чистоте линий и безупречной лаконичности стилистическую концепцию.

Павловский дворец – это центральный трёхэтажный корпус кубической формы и служебные боковые флигели, соединённые полукруглыми открытыми галереями-переходами и украшенные колоннами.
Классическая строгость декора и минимум скульптурных украшений главного фасада придают внешнему облику дворца спокойную торжественность. Парадные покои были размещены на втором этаже, а в боковых флигелях размещались комнаты для прислуги, кладовые и кухни.
В целом строение с примыкающими корпусами имеет более трехсот помещений, их общая площадь превышает 11 540 квадратных метров.

Внутренняя отделка дворца была выполнена с использованием античных мотивов, гармонично переплетёнными с элементами барокко.
Архитектор с тонким вкусом сочетал классические мраморные фрагменты, различные античные статуи, тематические росписи, связанные с древней мифологией, и новые смелые акценты – стекло с бронзой, вставки из уральских самоцветов и мрамора.

После смерти Екатерины II по указу императора село Павловское получило статус города, а Павловск стал летней резиденцией самодержца.
Это обстоятельство требовало большей торжественности и парадности в обустройстве павловской усадьбы, поэтому на смену Камерону пришёл другой архитектор – известный в то время Винченцо Бренна.
Он также был последователем классицизма, но, в отличие от камероновского гармоничного изящества, отдавал предпочтение торжественным и тяжеловесным формам.

В качестве источника вдохновения Бренна использовал помпезность императорского Рима, величественную и монументальную.
Этот подход идеально вписывался в видение императора Павла, который был неравнодушен к внешним проявлениям власти и могущества.
Вот почему в последние годы XVIII здание Павловского дворца претерпело изменения: архитектор расширил и надстроил боковые корпуса дворца, а также пристроил Церковный флигель и два новых крыла.
В результате этого дворец приобрёл облик своеобразной изолированной и защищённой крепости, подобно Михайловскому замку – любимому детищу императора Павла, магистра Мальтийского ордена.
В парадном дворе Бренна установил памятник – копию статуи И.Витали, установленной перед Большим дворцом в Гатчине.
И хотя эти новшества изменили облик здания, созданный Камероном, в целом общая архитектурная концепция осталась прежней.

Под руководством Бренна преобразилось внутреннее убранство дворца: Кавалерский, Тронный, Итальянский и Греческий залы, Картинная галерея, кабинеты, Оркестровая комната – все эти помещения отличались щедрой декоративностью и помпезностью в оформлении.
В декорировании Картинной галереи использованы живописные плафоны-картины Я. Меттенлейтера, а собранные произведения живописи, многие из которых обладают большой художественной ценностью, служат частью гармоничного стилистического единства самого зала.
В Итальянском зале была собрана античная мраморная скульптура, а в Картинной галерее – полотна голландских и итальянских мастеров.

После смерти Павла I в 1801 году вдовствующая императрица Мария Федоровна стала единоличной хозяйкой Павловска и продолжила дальнейшее обустройство и расширение дворцово-паркового ансамбля.
Она привлекла к работе выдающихся архитекторов, гениальных зодчих, художников и скульпторов.
Непревзойдённая творческая манера Джакомо Кваренги, придворного архитектора Екатерины II, привнесла в интерьер нарядность и великолепие, а А.Н.Воронихину, который восстанавливал здание дворца после пожара 1803 года, удалось сохранить стилистическое своеобразие предшественников и вместе с тем дополнить декорирование собственным авторским видением.
Именно он создал Руины – своеобразную конструкцию по проекту Камерона, представляющую собой стилизацию остатка строения древней архитектуры.
Русский архитектор итальянского происхождения Карло Росси, с его торжественной и вместе с тем изысканной эстетикой, помимо оформления интерьера также создал одно из лучших помещений дворца – Библиотеку.
Именно поэтому дворцово-парковый ансамбль Павловска подобен грандиозному музею, с поразительной художественной целостностью олицетворяющему собой торжество творческого гения и таланта.

Павловск устоял перед разрушительной силой революции и гражданской войны, во время которых были разграблены многие имения, однако серьёзно пострадал в годы Великой Отечественной войны.
Пожаром, взрывными волнами и осколками были повреждены фасад и внутренние помещения, почти весь парк был вырублен.
Уцелели лишь некоторые интерьеры, кроме того, многие произведения искусства, предметы мебели и утварь удалось своевременно спрятать или вывезти.
Именно с Павловска, в 1944 году освобождённого от захватчиков, началось возрождение и восстановление пригородных дворцов-музеев.

В 1978 году Павловский дворец был полностью восстановлен из руин, а дворцово-парковый ансамбль сегодня является художественно-архитектурным памятником мирового значения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.