Дворцы
×

Внимание

Could not instantiate mail function.

Кунсткамера: Великий Дух Просвещения

Кунсткамера, или Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук, является первым в России музеем.
В комплекс зданий музея входят историческое здание Кунсткамеры и Музейный флигель, который был пристроен к нему в XIX веке.
Основное здание, выполненное в стиле барокко, – самое старое музейное строение в мире.

Над башней Кунсткамеры установлена армиллярная сфера – символ постижения Вселенной.
Если учесть, что первый общедоступный музей в России был основан царём-реформатором, завещавшим потомкам продолжение грандиозного дела – инвентаризации Вселенной, значимость символа очень показательна.
Дух Просвещения и величие человеческих знаний, неустанный труд и самосовершенствование – всё это символизирует не только башенная сфера, но и сама история Кунсткамеры.

Музей расположен в историческом центре северной столицы.

В XVIII – XIX веках именно в здании Кунсткамеры находилась основанная великим императором-просветителем Санкт-Петербургская академия наук – колыбель современной Российской академии наук и целого ряда современных научных и музейных учреждений России.
Изображение здания служит логотипом не только музея, но и в целом Российской академии наук.

Одним из самых первых экспонатов Кунсткамеры стали части двух переплетённых сосен с сучьями, причудливо вросшими в ствол.
С ними связано предание, согласно которому император Пётр I выбрал место для будущего музея на берегу Невы.
Именно на месте этих сосен было решено заложить фундамент здания, а их фрагменты и сейчас можно увидеть в числе экспонатов.
На то время планируемые размеры музея были очень значительны: длина будущей конструкции составляла 100 метров, а ширина – 15.
Император внимательно следил за ходом работ и торопил окончание строительства, однако при жизни Петра здание так и не было закончено: в 1725 году были построены только стены.
Возведение башни, которая венчает здание, а также внутренняя отделка были произведены уже после смерти великого реформатора.

Над проектом здания Кунсткамеры изначально работал архитектор Г.Маттарнови, начавший строительство в 1718 году.
Однако ему не удалось завершить начатое, и после смерти зодчего с 1719 года руководство строительными работами было передано Н.Ф.Гербелю.
Он немного видоизменил проект Маттарнови, в частности, сделав двухэтажный остов башни трёхэтажным. Вчерне выстроенное здание с незаконченной башней, начавшей давать трещины, в 1724 году перешло в ведение нового архитектора – Г.Киавери.
Именно он инициировал создание комиссии с участием известных архитекторов того времени.
Башня Кунсткамеры была разобрана по предложению комиссии, а талантливый итальянец составил новый проект музея.
Согласно задумке Киавери, нижняя часть башни стала выше, вместо окружающих её четырёх павильонов появляется лёгкая колоннада, а сама конструкция увенчивается вышкой с астрономической сферой.
Стилистическая концепция строения приобрела изысканность и торжественность за счёт вычурных барочных фронтонов, украшенных скульптурой на академические мотивы.
Вышка башни завершена в 1734 году архитектором М.Земцовым, руководствовавшимся проектом Киавери, а в 1735 из липового дерева были изготовлены и установлены в нишах башенных фасадов легендарные двенадцать скульптур, олицетворяющие разные науки.

Зданию нанёс ущёрб пожар 1747 года, и наряду с восстановительными работами проведено укрепление берега Невы, чтобы избежать повреждений фундамента от волн.
Однако первоначальный облик Кунсткамера обрела лишь в 1948 году, когда башню вновь украсила астрономическая сфера.
Здание не подвергалось капитальному ремонту с середины XVIII века, поэтапный ремонт и реконструкция начаты лишь в 1998 году.

Более просторное выставочное помещение Кунсткамеры было предоставлено в 1887 году: оно состояло из двух залов и находилось в здании, перпендикулярно пристроенному к Кунсткамере.
Именно здесь в 1889 году открылась первая выставка объединенного Музея антропологии и этнографии.
В 1912 году над флигелем был надстроен третий этаж.

Сегодня одно из наиболее знаковых собраний Кунсткамеры связано с именем выдающегося русского учёного – М.В.Ломоносова.
Среди экспонатов – уцелевшие вещи, мозаичные портреты мастерской учёного, изделия из смальт, которые были изготовлены на принадлежавшей Ломоносову фабрике цветного стекла.
Также в коллекции музея – археологические материалы первой в России научной химической лаборатории, основанной учёным, и уникальные научные инструменты и приборы ХIV-ХIХ веков.
Учитывая то, что Кунсткамера задумывалась как просветительский проект, значительная часть её экспонатов имеет отношение к науке.
Среди них – первый экспонат, помещённый ещё в 1726 году, которым стал Большой Готторпский глобус, восстановленный после пожара только к концу XVIII века.
Этот уникальный глобус-планетарий, диаметр которого составляет 3,1 метра, установлен на 5-м этаже башни.
На 3-м этаже находится коллекция научных инструментов: например, зажигательная линза немецкого оптика фон Чирнгаузена, которая в XVIII веке входила в арсенал приборов Физического кабинета Кунсткамеры.

В коллекции музея имеются и научные приборы, не связанные с учреждениями академии наук, но которые являются единственными в России уникальными памятниками науки и техники.
Среди них астролябия-планисфера фламандского мастера Г.Арсениуса, счётная машина, разработанная Е.Якобсоном в XVIII веке, европейские и арабо-мусульманские астрономические инструменты, относящиеся к XIV-XVIII векам.
В собрание Кунсткамеры также входят различные библиографические редкости, зарубежные и отечественные книги ХVI-ХVIII веков, поступившие в Библиотеку академии наук.
Особого внимания заслуживает коллекция гравюр XV-XVIII веков, которая представляет художественную и историческую ценность.
В Кунсткамере представлены коллекции, посвящённые культуре и быту разных народов мира, а также антропологические и археологические коллекции, которые содержат уникальные по своей значимости научные материалы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.