Мосты

Синий Мост в Санкт Петербурге

Вряд ли кто-нибудь из жителей Санкт-Петербурга либо гостей Северной столицы не побывал на этом мосту, но при этом большая часть из них, скорее всего, заявят, что никакого Синего моста они ни разу в жизни не видели. Здесь вовсе не причем наблюдательность, а так же знание памятников архитектуры Петербурга. Это правда, что Синий мост можно просто "не заметить", даже непосредственно находясь на нем. Данный "мост-невидимка" сконструирован таким образом, что фактически является неотъемлемой частью Исаакиевской площади, и именно находясь на нем лучше всего любоваться находящимися напротив Исаакиевским храмом и памятником императору Николаю I, но те, кто осматривает данные архитектурные достопримечательности от туда, зачастую даже не подозревают, что находятся на Синем мосту

Синий мост соединяет Исаакиевскую площадь и переулок Антоненко (ранее Новый переулок) и Вознесенский проспект. При этом мост можно назвать невидимкой, поскольку он имеет рекордную ширину и воспринимается как часть площади. В данном случае к этой конструкции в литературе употребляется термин «мост-площадь».
Название Синий» мост получил первоначальной своей версии, которая была выполнена из дерева и выкрашена в синий цвет. Как считают краеведы, тот синий цвет был значительно ярче, чем современный.

В начале XVIII века то самое место, на котором сегодня расположена Исаакиевская площадь, ранее, было «землёй при Адмиралтействе», неотъемлемой частью Адмиралтейского луга, и выполняло роль гласиса. Побережье реки Мойки начало застраиваться казенными домами уже при Петре. В 1730-х годах Адмиралтейство утратило значение своего существования как крепости и начинается активная застройка освободившейся площади. В 1736—1737 годах был проведен комплекс мероприятий, направленных на углубление дна реки и укрепление берегов деревянными щитами. В 1737 году по проекту мастера Г. ван Болеса здесь был построен подъёмный разводной мост, который был выполнен из дерева. 20 апреля 1738 года новый мост был назван Синим. В 1738 году в Морской слободе прошел ряд пожаров и Комиссия, занимавшаяся Санкт-Петербургским строительством предложила разместить здесь площадь для торгового бизнеса на месте Исаакиевской. Предполагалось, что у Синего моста будет сооружена пристань.

В 1755 году вновь стали рассматривать вопрос устройства пристани, на которой планировали разгружать соль.

В середине XVIII века состоялась реконструкция моста, переправа стала трёхпролётной, основу которой составляли каменные опоры и деревянное пролётное строение. В конце XVIII века территория у Синего моста была так называемой «биржей труда». В поисках хоть какой-нибудь работы на площади собирались рабочие люди в поисках нанимателей: больше всего на площади было плотников и каменщиков. Работник на рынке не только нанимался, но и продавался. Это место горожане назвали «рабий рынок». Существовал рынок до 1861 года.

В 1805 г. мост был реконструирован по проекту однопролётных переправ из чугуна, автором которого является архитектор и инженер В. И. Гесте. Проект был полностью адаптирован к местным условиям в начале 1807 года, работы завершились в 1818 году, когда был открыт однопролётный чугунный мост на каменных основаниях. Производство чугунных конструкций осуществлял Олонецкий казённый чугунолитейный завод. Тот Синий мост был гораздо уже, чем современный (ширина конструкции образца 1818 года составляла 41 метр) и освещался многочисленными фонарями, которые были установлены на обелисках из гранита.
В 1842-1844 г.г. в связи с возведением Мариинского дворца состоялось расширение моста до створа переулка имени Антоненко. В работах приняли участие инженеры Е. Адам, А. Готман, и И. Завадовский. В ходе проведения работ было решено заменить гранитные обелиски чугунными фонарями.

В 1920-х годах в нижней (находившейся ближе к устью Невы, восточной) части моста обнаружили несколько сквозных трещин. В связи с тем, что возникла угроза обрушения конструкции, в 1929-1930 годах была осуществлена реконструкция несущих элементов моста: часть чугунных стоек западной половины переправы заменили на железобетонный бесшарнирный свод. Работы выполняли известные в то время инженеры В. Чеботарев, О. Бугаева. В ходе проведения работ были полностью исключены фонари и декор нижней части, а тюбинги, выполненные в 1818 году заводом Берда были уничтожены.

В 1938 г. на мосту был выполнен капитальный ремонт дороги. Каменное мощение заменили на асфальтобетон.

В 2001 году специалисты ГУП «Мостотрест» провели диагностическое обследование моста. Выводы оказались неутешительными: разрушение верхней части конструкции достигло критического пика, образовались глубокие трещины, огромное количество скрепляющих болтов вышло из строя или даже отсутствовало.

Сотрудники городского Комитета, который занимался благоустройством и дорожным хозяйством вынесли свой вердикт. Вся причина кроется в том, что конструкция сильно перегружена в связи с колоссальным потоком передвигающегося транспорта. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на статические усилия, которые возникают от веса находящихся на переправе автомобилей.

В 2002 году был проведен ряд мероприятий по капитальному ремонту конструкции, а так же реставрации декора. Над проектом работали инженер Т. Ю. Кузнецовой и архитектор О. А. Кузеванов.

Интересные факты:
Мост занимает первое место среди всех подобных сооружений Санкт-Петербурга по своей ширине, которая составляет 97,3 метра.
По сей день ходят неправдоподобные слухи, что ширина конструкции равна 99,9 метров. Эта легенда родилась на свет практически сразу же после осуществления перестройки моста в 1842 году.
Мост в XIX-XX веках многократно подвергался реконструкции, изменялся его размер, конструктивные элементы. Невзирая на это, его внешний вид сильно не изменился, и сегодня мы можем наблюдать практически первоначальный вид конструкции.
К мосту, так же как и к расположенному невдалеке от него Мариинского дворца применимо высказывание, что два царя от него отвернуты: движение коней на статуе Медный всадник, и на памятнике Николаю I направлено в противоположную сторону от моста.

Обычный по архитектурным характеристикам мост органически сочетается с ансамблем гранитных набережных реки Мойка.

Рядом с мостом находятся Мариинский дворец и Исаакиевская площадь с памятником императору Николаю I, Исаакиевский храм, здания Всероссийского Института Растениеводства имени Н.Вавилова и ряд его библиотек, вблизи (на Большой Морской улице) расположен Дом Композитора, выполненный по проекту архитектора О. Монферран.

Узор оград конструкции напоминает рисунок решёток, установленных на набережной реки Мойки.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге сохранилось лишь два "цветных" моста. Зеленая переправа в свое время был переименована в Полицейскую, а Желтый мост был назван Певческим. В результате только Красный и Синий мосты дошли до наших дней с первоначальными названиями, хотя оба они уже давно сменили свои яркие цвета на более спокойные гранитные тона.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.