Мосты
×

Внимание

Could not instantiate mail function.

Мост Лейтенанта Шмидта (Благовещенский мост, Николаевский)

Начиная с 1750-х годов стали возникать мосты, которые возводились для постоянного использования, через Неву. Однако на протяжении довольно длительного периода времени это оставалось слишком дорогим и сложным строительством. В Санкт-Петербурге преобладали наплавные мосты.

Первым постоянным мостом в Петербурге оказалась конструкция, которая соединяла Васильевский остров и Английскую набережную. Строительство было начато в 1842 году. Переправа получила название Невская. Над проектом моста работал С.В. Кербедз. К тому времени за плечами Кербедза уже было несколько однопролётных мостов, в основе которых использовался чугун. По всей видимости, именно по этой причине было решено отдать бразды правления касательно строительства в его руки. 

Опоры моста решили не украшать декором, так как, по мнению руководителя проекта, они должны выполнять, прежде всего, функцию, которая заключается в устойчивости конструкции. Художественным оформлением моста занялся архитектор А.П. Брюллов. По его проекту были созданы перила из чугуна, которые считались идеальными относительно того времени. Над разработкой фонарей с газовым освещением трудился инженер Д. Цветков. В проект было заложено украшение моста аллегорическими скульптурами, авторами которых должны были стать П. Клодт и Н.С. Пименов, однако в связи с финансовыми затруднениями от этого вынужденно отказались. 

Строительство первой постоянной переправы через Неву стало заметным событием в жизни Петербурга. На свет появилось бесчисленное количество легенд. Одна из них гласила о том, что Николай I пообещал Кербедзу повышать чин за каждый сооруженный пролет моста, чтобы тот, в свою очередь, заставлял рабочих осуществлять работы добросовестно. Так же ходил слух, что проект моста был мгновенно изменен, что привело к увеличению количества пролётов. Эти события можно назвать лишь легендой. На самом деле все обстояло так. 22 июня 1841 года Кербедз получил звание майора Корпуса путей сообщения. Утверждение проекта моста состоялось 15 октября 1842 года. 6 декабря 1843 года Кербедза назначают полковником. В местной газете «Северная пчела» от 16 сентября появляется статья, которая рассказывает об окончании строительства опор моста. На сооружении начинаются отделочные работы. Мост готовится к сдаче в эксплуатацию. 21 ноября Кербедза назначают генерал-майором, в этот же день мост торжественно открывается. 

В конструкцию моста входило восемь пролетов. Разводной пролёт, который был расположен у правого берега реки, соответствовал всем существующим на то время нормам судоходства. Механический разводной механизм приводил в движение крылья моста, в результате чего они раздвигались в горизонтальной плоскости. 

При возведении Невского моста была модернизирована и территория, которая к нему прилегала. На адмиралтейской части устроили Благовещенскую площадь (на сегодняшний день площадь Труда) с Благовещенским храмом в центре. Эта церковь и послужила тому, чтобы мост был назван Благовещенским. При устройстве площади часть Крюкова канала завели в трубу, что дало возможность построить мост строго по оси канала. У Васильевского острова существенно расширили набережную и организовали на этом месте площадь Трезини. 

21 ноября 1850 года прошло официальное открытие переправы. По ней уже могли двигаться экипажи и пешеходы. В то время мост оказался самым длинным в Европе (порядка 365 метров). Названо было сооружение Благовещенским мостом, по Благовещенскому храму Конногвардейского полка, который был расположен на одноимённой площади (сегодня площадь Труда). 

В 1854 году А.И. Штакеншнейдер, используя свой проект, соорудил на быке возле разводного пролёта небольшую часовню. Она была освящена во имя Святого Николая Чудотворца. 

Благовещенский мост мгновенно стал одним из самых популярных мест Петербурга.

Это было связано и с тем, что Благовещенский мост был единственной в городе металлической переправой, на которой разрешалось курить. 

Однажды, проезжая через Благовещенский мост, император заметил небольшую повозку, на которой лежал грубо сколоченный неокрашенный гроб. Повозку сопровождали два инвалида в солдатских шинелях. Император остановил свой экипаж и приказал адъютанту узнать, кого хоронят. Оказалось, что усопший был отставным солдатом, который более двадцати лет служил верой и правдой Отечеству. Николай I покинул экипажа и отправился вслед за повозкой. Вскоре за ним образовалась многотысячная толпа. 

В феврале 1855 года после смерти императора Николая I переправа была переименована в Николаевскую. 

В начале XX века мост стал весьма неудобным для новых судов. Причина была в том, что разводной пролёт являлся узким, плюс ко всему, он был сооружен в мелководной части реки. В 1901 году был рассмотрен ряд инженерных решений, которые заключались в переносе пролёта в центр Невы, однако ни один из них не заслужил должного внимания городских властей, которые были озабочены началом Первой Мировой войны. 

В 1917 году у Николаевского моста возле Английской набережной стоял крейсер Аврора. Как раз с этого места он совершил легендарный выстрел в сторону Зимнего дворца. В честь этого события на набережной установлен памятник. 

К 1936 году разводная часть моста стала часто выходить из строя. А сооружение в 1930-х годах Беломоро-Балтийского канала существенно увеличило нагрузку прохождения по реке судов. Г. П. Передерий в 1936–1939 предлагает проект, после воплощения в жизнь которого мост был практически полностью модернизирован. О старой конструкции напоминали лишь деревянные сваи. В связи с недостатком финансирования проекта сваи было решено оставить прежними, тем более что они, несмотря на довольно длительный срок эксплуатации, находились в отличном состоянии.

Присутствие таких деталей отличает мост Лейтенанта Шмидта от всех остальных мостов Петербурга, сооруженных через Неву. Во время реконструкции был использован новый способ соединения стальных конструкций, а именно, электросварка. Этот метод был ранее опробован при возведении Володарского моста. А ремонт мостовых опор основывался на шведском способе подводного бетонирования, что так же оказалось новинкой в отечественном мостостроении.

Длина обновлённой конструкции составила 331 метр. После ремонта мост стал на 4 метра шире. Так же был сооружен у правого берега и каменный пролет. Часовню Николая Чудотворца ремонтировать не стали. В то время её использовали уборщики моста для хранения своего инвентаря. Старые чугунные конструкции перевезли в Тверь. А в 1953–1956 годах их использовали для строительства моста через Волгу. Движение по отремонтированному мосту возобновилось 5 ноября 1938 года. А в 1976 году настил разводного пролёта, выполненный из дерева, заменили на металлический. 

В 2004 году начинается новый этап реконструкции. После проведенного осмотра моста, было установлено, что фундаменты опор находятся в хорошем состоянии, а стальные конструкции подлежали замене. 

15 августа 2007 года прошло торжественное открытие реконструированного моста. Ему возвратили первое название — Благовещенский мост. Ширина конструкции стала больше на 13 метров. Уже на следующий день по мосту начали передвигаться автомобили.

Вблизи Благовещенского моста расположены Дворец Бракосочетаний, Академия Художеств, Площадь Труда.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.