Мосты

Биржевой Мост

Малая Нева вторая по величине водная артерия Невской дельты. В связи с этим Васильевском острове был создан Морской торговый порт. Для того чтобы соединить Васильевский остров и Петербургскую сторону в 1894 г. был сконструирован по проекту инженера Н. М. Мазурова мост, который получил название Биржевой.

Мост был выполнен из дерева и имел двадцать пят пролетов. При его строительстве была использована сложная подкосная система. Длина моста на тот момент составляла 326 м, в центре был сконструирован 14-метровый пролет. Трасса моста проходила через ось узкого Зоологического переулка. Из-за того, что мост был выполнен из дерева, его часто ремонтировали. Таким образом, мост прослужил до 1956 г., после чего ему на смену пришла новая конструкция, получившая название мост Строителей. Теперь мост вмещал 5 пролетов и был выполнен из стали. Еще задолго до возведения данного моста стали воплощаться в жизнь многочисленные проекты мостов через Малую Неву. Авторами нескольких вариантов одного из них стали инженеры Ленмост-треста — В. В. Демченко, В. И. Крыжановский и архитектор Л. А. Носков. В 1940 г. вариант стального моста получил одобрение, но его строительству помешало начало Великой Отечественной войны.

Новый проект моста 1956 г. был создан с учетом планировочных решений данного района, и, в частности, трассы; она проходила параллельно оси старого деревянного моста в 70 метрах вниз по течению реки и миновала узкий Зоологический переулок, после чего выходила на проспект Добролюбова возле Ватного острова на Петроградской стороне. Авторами данного проекта были — инженеры Б. Б. Левин, В. В. Демченко, архитекторы П. А. Арешев и Л. А. Носков внесли ряд изменений в планировку восточной оконечности Васильевского острова и у начала моста на Петроградской стороне. Аналогично закругленной набережной, расположенной у Дворцового моста архитекторы заменили прямой отрезок набережной Макарова стенкой из гранита, которая имела криволинейные очертания.

Правобережная часть была изменена более радикально. Здесь была засыпана мелководная часть реки и проложена предмостная площадь. Новую переправу сооружали в очень ответственном окружении. По проекту мост должен был стать частью архитектурной композиции, в которую входил ряд уникальных зданий Стрелки Васильевского острова. Архитекторы поставили для себя задачу, чтобы мост и ансамбль Стрелки идеально гармонировали и были симметричны. Авторы проекта смогли правильно оценить ситуацию, в которую вводился новый мост, а их желание придать ему необычные формы, наподобие Дворцового моста, вытекало из правильной расстановки ролей каждого элемента конструкции в создавшемся ансамбле.

В техническом проекте решили применить вариант возведения моста с пятью пролетами со сквозным над арками заполнением. Пролетная формула конструкции выглядит следующим образом - 37 + 43,5 + 53 + 43,5+ + 37 метров, она довольно схожа с аналогичной формулой Дворцовой переправы, величины пролетов которой выглядят так - 36,1+44,5+57+49,5+ + 36,1 метров. Большинство конструктивных деталей обоих переправ практически равны: длина переправы Строителей составляет 239 м, а Дворцовой — 250 метров; ширина опор под разводным пролетом в первом 9 метров, в Дворцовом — 10,7 м; ширина речных быков соответственно 3,5 и 3,2 м. С целью уменьшения длины конструкции и приближения ее к протяженности Дворцового моста, и была засыпана отмель, расположенная у правого берега Малой Невы. Так же частично был засыпан проток, который отделял Ватный остров от Петроградской стороны, а на образовавшемся участке создали обширную предмостную площадь. 

Мост Строителей характеризуются следующими данными: ширина между перилами 27 м, ширина дороги — 21 м. Разводной пролет состоит из двух крыльев, раскрывается, имеет откатывающуюся ось вращения и шарнирно прикрепленный противовес; речной пролет составляет 55,5 м; в закрытом состоянии функционирует в качестве трехшарнирной арки. Продольный профиль является двускатным и имеет уклон 2,5%. Стрелки поднимающие арки различны: береговые — 3,185 м; судоходные — 3,623 м.

Конструктивный проект моста, по своей сущности не нов. Его использовали мостостроители еще в XX в. В частности, с использованием двухшарнирной схемы пролетных строений были возведены как Садовый, так и Поцелуев мосты через реку Мойка, Пестеля — через Фонтанку и другие. Тем не менее, этот факт абсолютно не опорочивает данную конструкцию и определенным образом все же отличает её от других мостов. Пролетные конструкции моста Строителей являются двухшарнирными пологими арками, имеющими криволинейные очертания (по 4 в каждом пролете), встроены «прозрачные» надарочные устройства в виде прямых металлических стержней, которые поддерживают полотно моста. Между арками расстояние 8,4 м. Внешним обликом они отличаются от ферм, выполненных в форме решеток, Дворцовой переправы. Арки имеют частые раскосы, выглядят намного элегантнее и строже, хотя это в некоторой степени противоречит цели архитекторов, которые стремились достичь абсолютной симметрии.

В качестве оснований для всех опор выступают длинные свайные ростверки. Каждая роствертка состоит из 22-метровой сваи (11 + + 11 м), которая забита с уклоном 1: 2. Под каждой опорой забито 190 подобных свай, каждая из которых выдерживает нагрузку до 26 тонн. Длинные свайные ростверки отлично проявили свои свойства при возведении Ушаковской и Каменноостровской переправ. Можно даже сказать, что ранее такие системы не применялись в мировой практике мостостроения. Речные опоры свайных ростверток состоят из трубчатых железобетонных свай, которые имеют диаметр 56 см и заполняются армированным бетоном в местах изгибающихся элементов. 

В итоге, желание архитекторов проекта, заключавшееся в создании симметричной композиции, в которую включены два подобных внешне моста и комплекс зданий Стрелки Васильевского острова, было воплощено в жизнь. Однако существовала ли необходимость так точно отображать в новой конструкции образ Дворцового моста? Суть в том, что вся композиция, состоящая из Стрелки и двух мостов, хорошо просматривается лишь с дальнего расстояния, к примеру с Кировского моста, при этом их силуэты различить довольно тяжело. А если смотреть на композицию с близкого расстояния, то её просто физически невозможно охватить зрением. Можно рассмотреть лишь одну часть. Поэтому и возник вопрос, стоило ли для идеальной симметрии композиции сооружать новую конструкцию, подобную Дворцовому мосту и повторять все оплошности, которые происходили в ходе его строительства?

Разводной пролет переправы Строителей является самым большим по величине и центральным по месторасположению, что особо важно для судов. Несмотря на ряд минусов, которые касаются художественной области, мост Строителей своим появление внес свежие и новые нотки в планировку прилегающего ландшафта. С момента его сооружения район Малой Невы серьезно изменился в архитектурном плане.
Благодаря транспортным достоинствам моста Строителей обеспечивается бесперебойное движение всех видов транспорта — автомобили, трамваи, троллейбусы.

Вблизи Биржевого моста располагаются культурные исторические достопримечательности Северной Столицы, а именно: Биржа, Военно Морской музей, Зоологический музей, Университет, Стрелка Васильевского острова, где часто проводят городские праздники.

Добраться можно на троллейбусах или пешком от метро Спортивная.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.