Мосты

Аничков Мост в Санкт Петербурге

Аничков мост является одним из самых популярных мостов Петербурга.
Сооружение переброшено через Фонтанку возле Невского проспекта ещё в 1785 году.

Свое название мост получил благодаря подполковнику-инженеру М.Аничкову, батальон которого во времена правления императрицы Анны Иоанновны был расположен за Фонтанкой в слободе под названием Аничкова.

В народе было принято возводить данное название к некоей Ане, Аничке. Причем ударение делали на первый слог слова. Это было не совсем правильно. Большая часть коренных петербуржцев ставит ударение на второй слог.
В 1715 году императором Пётром I издается указ, который гласит о необходимости создания моста через Фонтанную реку. В мае 1716 года работы по возведению моста завершаются и через Безымянный Ерик, как в то время называлась Фонтанка, был сооружен балочный мост из дерева, основой которого являлись свайные опоры. Мост перекрыл проток и заболоченную пойму. Конструкция была достаточно легкой, и проезжая часть вышла довольно узкой. И хотя на сегодняшний день проекта моста не сохранилось, известно, что Аничков мост был одним из тех деревянных конструкций, которые массово возводились во времена Петра I. Такие мосты обивались досками и разрисовывались под каменные русты, для придания сооружению «представительного» вида. В строительстве моста принимал участие инженерный батальон, под руководством инженера и подполковника Михаила Аничкова. Батальон Аничкова был расположен на берегу реки Фонтанки в старой деревне, которая с тех пор была прозвана «Аничковой слободой».

Ещё в эпоху Петра I мост был модернизирован. В 1721 году расширили переправу, и мост стал содержать восемнадцать пролётов. Средняя часть моста механическим путем поднималась, так как в то время Фонтанка была очищена и углублена для того, чтобы по ней ходили суда.

В 1726 и 1742 годах были выполнены ремонтные работы моста. В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова возводится новая деревянная конструкция, которая мало чем отличалась от подобных сооружений того времени. До наших дней дошел чертеж 1750 года «План и фасад Аничкова моста», над которым работал ван Болеса. Мост был возведен с применением простой балочной системы и имел подъёмный пролёт. Те части моста, которые поднимались, были сконструированы в форме «журавлей». Ограда была выполнена с использованием ряда деревянных балясин, которые стояли между тумбами и были увенчаны узорными вазами и шарами.

Существует версия, что укрепление переправы было осуществлено для доставки императору подарка от шаха Ирана, а именно, слонов. Фонтанка включительно до XVIII века являлась границей Петербурга, поэтому мост выполнял функцию своеобразного пропускного пункта. У моста был расположен пограничный пост.

Ближе к середине XVIII века Петербург перешагнул через свою естественную территорию, начинается застройка близлежащих пригородов. Причиной этому стала активация деятельности Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, которая занималась урегулированием вопросов, связанных с малыми реками и каналами. По проектам данной Комиссии в период с 1780 по 1789 проводились работы по благоустройству реки Фонтанка. Начинается возведение каменных береговых стен со специальными спусками к воде, работами руководит генерал Ф. В. Бауэр. Автором проекта выступил Ж.-Р. Перроне, однако документально это не зафиксировано. С той поры остался лишь один мост Ломоносова, по которому можно судить об архитектурных особенностях Аничкова моста. Боковые пролёты конструкции были схожи по своей величине и перекрыты между собой коробовыми сводами из дерева, средний пролёт открывался для пропуска небольших судов. Между специальными надстройками из гранита, были размещены массивные цепи, которые служили для открытия пролетов.

К 40-м годам XIX века дорога Невского проспекта значительно расширилась и превзошла ширину Аничкова моста. Средняя часть моста, выполненная из дерева, приходит в негодность. Генерал-лейтенант А. Д. Готман и инженер-майор И. Ф. Бутацц предлагают на рассмотрение Николая I проект модернизации сооружения. После одобрения проекта 1841 году начинается строительство нового моста, которое длилось семь месяцев. Зимой 1842 года переправа открывается.

Нынешний вид сооружение приобрёло в 1841-42 годах, когда переправу перестроили и расширили, снесли башни. Три пролёта, которые были перекрыты пологими сводами, выложили кирпичом, гранитом облицевали опоры и пролёты. Особо эстетично смотрелись перила из чугуна, на которых были нанесены чередующиеся парные изображения представителей морской фауны и русалок, выполненных по проекту известного германского архитектора К. Шинкеля. К тому времени подобные перила были установлены в Берлине на Дворцовой переправе. Были сооружены гранитные пьедесталы для установки статуй. Самой известной статуей, установленной на переправе, является «Укротители коней», которая была заказана у скульптора П. К. Клодту.

С момента начала эксплуатация нового сооружения, был определен ряд его недостатков, что подтвердилось в 1843 году деформацией сводов. Мост регулярно исследовался и каждый раз его разрушение становилось все значительнее. В 1902 году в момент очередного осмотра моста оказалось, что он находится в критическом аварийном состоянии. 

Новый мост проектировался более пяти лет, поскольку в ходе составления проекта существовало довольно много разногласий, относительно архитектурных особенностей сооружения. Первой представила проект комиссия городских железных дорог, по которому внешний вид моста должен был остаться неизменным, а сводчатые строения необходимо было заменит металлическими балками. Рассматривался и вариант, согласно которого стоило использовать специальную подвеску, выполненную из гранита. Практически все проекты сводились к тому, чтобы соорудить мост безраспорной системы, с сохранением существующей формы. В итоге один проект утвердила Городская дума. Но выполнить его не удалось в связи с отказом Академии художеств и Строительного комитета МВД.

Аничков мост реконструировался на протяжении двух лет в период с 1906 по 1908 год. Руководил работами архитектор П. В. Щусев.  
Во время блокады Петербурга мост серьезно пострадал от вражеских бомбежек. Подверглись разрушению гранитные парапеты наряду с секциями перил. Мост стал памятником времен блокады. Постамент коней Клодта не был реставрирован и на нем виден след от осколков вражеского артиллерийского снаряда.

Основная часть моста уцелела, и его продолжали эксплуатировать, не прибегая к капитальному ремонту. Во второй половине XX были проведены плановые ремонтные работы моста. Тем не менее, конструкция постепенно разрушалась от времени и от влияния статических нагрузок.

В начале 90-х годов был осуществлен капитальный ремонт ограждений. Их скопировали и заново отлили. Работы проводило предприятие Федерального Ядерного Центра, расположенное в г.Снежинск Челябинской области. Этот факт редко упоминался документально и о нем свидетельствует эмблема города Снежинск, расположенная на перилах.

Рядом с Аничковым мостом расположен дворец Белосельских-Белозерзских, Голицинский (Центральная Городская Публичная Библиотека им. В. В. Маяковского), Дом Журналиста, Дворец Творчества Юных и различные другие достопримечательности Петербурга.

Добраться можно от станций метро Невский Проспект и Маяковская, или на 22 автобусе.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.