Дворцы

Михайловский Замок: Магия Тайн и Величия

Михайловский замок – императорский дворец Павла I, построенный на рубеже XVIII и XIX веков.
Он завершает историю петербургского зодчества и невероятно интересен с точки зрения стиля, созидательной идеи и последующего её воплощения.

Это единственное в России дворцовое сооружение, выполненное в стиле романтического классицизма, строгое изящество линий которого напоминает средневековые крепости.

Здание строилось по проекту В.И.Баженова под руководством архитектора В.Бренна в 1797-1801 годы.

Дворец сочетает в себе противоречивые тенденции архитектуры, своеобразные стилистические приёмы, выделяясь тем самым из общего ряда образцов русского зодчества эпохи классицизма.
Однако именно благодаря этому Михайловский замок служит яркой иллюстрацией самобытности павловской эпохи, олицетворением художественных вкусов его владельца, воплощением особенностей его личности.
Величественные своды дворца поражают воображение специалистов и экспертов, ценителей гармонии форм и безупречной эстетики.

Идея создания замка, а также его первые планировочные эскизы принадлежат императору, по приказу которого строительство велось даже ночью, при свете факелов.
Над проектом здания властитель работал около 12 лет, обращаясь к лучшим мировым архитектурным образцам, вдохновившим его во время заграничных путешествий в 1781-1782 годах.
О масштабности и грандиозности планов говорит тот факт, что к началу строительства подборка проектов будущей резиденции насчитывала тринадцать различных вариантов дворца.

Своё название дворец получил благодаря находившемуся в нём храму Архангела Михаила, который считался покровителем дома Романовых.
И здесь вновь проявилось уникальное своеобразие судьбы этого здания, ведь традиционно светские здания именовались в честь владельца, занимаемой территории или же согласно предназначению.
Впоследствии, после убийства императора, замок получил название «Инженерный»: с 1819 года в нём находилось Главное инженерное училище, оконченное в своё время Ф.М. Достоевским, Д.В. Григоровичем, М.И. Глинкой.

Здание представляет собой квадрат со скругленными углами, в который вписан парадный внутренний двор восьмиугольной формы.
Окружённая со всех сторон водой – реками Мойкой и Фонтанкой, а также ныне засыпанными Церковным и Вознесенским каналами, территория дворца была своеобразным искусственным островом.
Наличие рва и мостов, охраняемых часовыми, делали дворец похожим на неприступные крепости, как того и хотел император, мысливший своё детище как надёжный оплот монаршего спокойствия.
Торжественное освещение замка состоялось в ноябре 1800 года, а внутренние отделочные работы велись до марта 1801 года.
Его декорирование стало местом приложения таланта и мастерства известных художников и скульпторов того времени.
Величественной красотой, монументальностью и торжественностью колонн и обелисков дворец напоминает Лувр и Сен-Дени.

После дворцового переворота и смерти императора здание пришло в запустение, в Великую Отечественную войну в нём находился госпиталь, а середины ХХ века оно переходило к разным арендаторам и претерпело существенные изменения в планировке.
Лишь к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга дворец отреставрировали, и многие интерьеры приняли тот вид, какой был при Павле.
Торжественное открытие состоялось в мае 2003 года.

Архитектура императорской резиденции в целом несвойственна стилистическому облику Санкт-Петербурга XVIII века, напоминая скорее средневековые крепости.
Во многом это объясняется тем, что император Павел был Магистром Мальтийского ордена – рыцарского религиозного ордена Римско-католической церкви, старейшего в мире.
С этим связаны многие символические особенности архитектуры и декора, даже своеобразный цвет стен – розовато-оранжево-желтый у некоторых историков вызывает споры.
Существует версия, что именно этот цвет является традиционным для Мальтийского ордена, поэтому император выбрал его для своей резиденции.
Также есть мнение, что данный оттенок – цвет перчаток императорской фаворитки Анны Лопухиной.
В любом случае, Павел I, выбравший такое цветовое решение для своего дворца, стал ещё и создателем эстетических тенденций: цвет быстро вошёл в моду и вскоре в него были окрашены некоторые здания Санкт-Петербурга.

Даже самых равнодушных обывателей Михайловский замок способен ввергнуть в немое восхищение, а главное – заворожить удивительными легендами, которые с ним связаны.
Это место смерти великого императора, посвятившего значительную часть жизни проектированию замка своей мечты, место, где, по утверждению некоторых очевидцев, можно увидеть призрак великого самодержца.
Возможно, что это – игра воображения некоторых особо впечатлительных натур, но данное убеждение было настолько распространённым, что в 80-е годы ХХ века Комиссией по аномальным явлениям Русского Географического общества РАН было проведено неофициальное исследование.
Его целью было определение характера и причин предполагаемой аномальной активности Михайловского замка.
Убедительных подтверждений наличия паранормальных явлений не нашлось, но общая атмосфера загадочной таинственности, которой окружён дворец, поистине завораживает.

Неким предзнаменованием народ счёл библейское изречение на мраморной доске замка, которое насчитывало 47 букв: именно столько лет было императору, павшему от руки убийцы. Ведь по легенде, ходившей среди людей, во время строительства великому самодержцу явилась юродивая Ксения Петербургская, предсказавшая властителю столько лет жизни, сколько содержит надпись. Кроме того, замок возведён на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны, созданного по указу Петра Великого архитектором Растрелли, где в 1754 году родился сам великий князь Павел Петрович, а во время дворцового переворота 1762 года императрицей провозгласили его мать. Есть нечто мистическое в факте, что именно в Михайловском замке, по истечении всего лишь сорока дней, от руки убийцы нашёл свою смерть великий император, который мыслил свой неприступный замок как одно из главных и дерзновенных дел своей жизни.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.